Профессиональные ЛКМ и технологии
Колорит Индастриал


Группа компаний Колорит

Полезные советы

Как читать названия ЛКМ?

Совместимость ЛКМ

Сочетаемость цветов

Как выбирать малярные инструменты

Подготовка поверхности под огнезащиту

Проблемы окраски и способы их решения

Очистка металла и удаление ржавчины

Таблица для определения точки росы

Определение площади окраски по тоннажу

Стойкость различных типов лакокрасочных материалов

Основные свойства лакокрасочных материалов

Растворители, рекомендованные для разбавления эмалей и красок

Основные методы противокоррозионной защиты

Химстойкость и физико-механические свойства лакокрасочных материалов по типу связующих

Расход лаков, красок и термостойких эмалей

Как читать названия ЛКМ?

Совместимость ЛКМ

Сочетаемость цветов

Как выбирать малярные инструменты

Подготовка поверхности под огнезащиту

Проблемы окраски и способы их решения

Очистка металла и удаление ржавчины

Таблица для определения точки росы

Определение площади окраски по тоннажу

Стойкость различных типов лакокрасочных материалов

Основные свойства лакокрасочных материалов

Растворители, рекомендованные для разбавления эмалей и красок

Основные методы противокоррозионной защиты

Химстойкость и физико-механические свойства лакокрасочных материалов по типу связующих

Расход лаков, красок и термостойких эмалей

Как читать названия ЛКМ?

Совместимость ЛКМ

Сочетаемость цветов

Как выбирать малярные инструменты

Подготовка поверхности под огнезащиту

Проблемы окраски и способы их решения

Очистка металла и удаление ржавчины

Таблица для определения точки росы

Определение площади окраски по тоннажу

Стойкость различных типов лакокрасочных материалов

Основные свойства лакокрасочных материалов

Растворители, рекомендованные для разбавления эмалей и красок

Основные методы противокоррозионной защиты

Химстойкость и физико-механические свойства лакокрасочных материалов по типу связующих

Расход лаков, красок и термостойких эмалей

Как читать названия ЛКМ?

Совместимость ЛКМ

Сочетаемость цветов

Как выбирать малярные инструменты

Подготовка поверхности под огнезащиту

Проблемы окраски и способы их решения

Очистка металла и удаление ржавчины

Таблица для определения точки росы

Определение площади окраски по тоннажу

Стойкость различных типов лакокрасочных материалов

Основные свойства лакокрасочных материалов

Растворители, рекомендованные для разбавления эмалей и красок

Основные методы противокоррозионной защиты

Химстойкость и физико-механические свойства лакокрасочных материалов по типу связующих

Расход лаков, красок и термостойких эмалей

Как читать названия ЛКМ?

Совместимость ЛКМ

Сочетаемость цветов

Как выбирать малярные инструменты

Подготовка поверхности под огнезащиту

Проблемы окраски и способы их решения

Очистка металла и удаление ржавчины

Таблица для определения точки росы

Определение площади окраски по тоннажу

Стойкость различных типов лакокрасочных материалов

Основные свойства лакокрасочных материалов

Растворители, рекомендованные для разбавления эмалей и красок

Основные методы противокоррозионной защиты

Химстойкость и физико-механические свойства лакокрасочных материалов по типу связующих

Расход лаков, красок и термостойких эмалей

Как читать названия ЛКМ?

Совместимость ЛКМ

Сочетаемость цветов

Как выбирать малярные инструменты

Подготовка поверхности под огнезащиту

Проблемы окраски и способы их решения

Очистка металла и удаление ржавчины

Таблица для определения точки росы

Определение площади окраски по тоннажу

Стойкость различных типов лакокрасочных материалов

Основные свойства лакокрасочных материалов

Растворители, рекомендованные для разбавления эмалей и красок

Основные методы противокоррозионной защиты

Химстойкость и физико-механические свойства лакокрасочных материалов по типу связующих

Расход лаков, красок и термостойких эмалей

Как читать названия ЛКМ?

Совместимость ЛКМ

Сочетаемость цветов

Как выбирать малярные инструменты

Подготовка поверхности под огнезащиту

Проблемы окраски и способы их решения

Очистка металла и удаление ржавчины

Таблица для определения точки росы

Определение площади окраски по тоннажу

Стойкость различных типов лакокрасочных материалов

Основные свойства лакокрасочных материалов

Растворители, рекомендованные для разбавления эмалей и красок

Основные методы противокоррозионной защиты

Химстойкость и физико-механические свойства лакокрасочных материалов по типу связующих

Расход лаков, красок и термостойких эмалей

Как читать названия ЛКМ?

Совместимость ЛКМ

Сочетаемость цветов

Как выбирать малярные инструменты

Подготовка поверхности под огнезащиту

Проблемы окраски и способы их решения

Очистка металла и удаление ржавчины

Таблица для определения точки росы

Определение площади окраски по тоннажу

Стойкость различных типов лакокрасочных материалов

Основные свойства лакокрасочных материалов

Растворители, рекомендованные для разбавления эмалей и красок

Основные методы противокоррозионной защиты

Химстойкость и физико-механические свойства лакокрасочных материалов по типу связующих

Расход лаков, красок и термостойких эмалей

Все советы

Контакты

(843) 533-16-85



420054 г. Казань,
ул.Актайская, д. 21, литер А,
объект 4, офис 1.1

схема проезда >>>

Виды коррозии металла и методы их защиты

Виды коррозии металлов и методы их защиты.


Коррозионное разрушение металла является одной из существенных причин потери работоспособности и снижения долговечности металлических конструкций. Коррозией металлов называется окислительно-восстановительный процесс разрушения металлов и сплавов в результате химического или электрохимического взаимодействия с окружающей средой, происходящий на поверхности раздела фаз. Более всего от коррозии страдают железо и его сплавы, а также алюминий. Металлические конструкции подвержены в основном электрохимической коррозии, возникающей при соприкосновении металлов с электролитами.

При оценке технического состояния конструкций, пораженных коррозией, необходимо прежде всего определить вид коррозии. Это дает возможность сузить интервал поиска основных причин коррозионного повреждения конструкций, более точно определить влияние коррозионного повреждения на несущую способность элементов конструкций, а также разработать наиболее обоснованные мероприятия по восстановлению несущей способности и защите конструкций от коррозии.

По характеру поражения металла различают сплошную (общую) и локальную коррозию.

Сплошная коррозия в свою очередь может быть равномерной и неравномерной в зависимости от глубины поражения на различных участках поверхности. Если при коррозии нарушается одна структурная составляющая сплава (графитизация чугуна) или один из компонентов сплава, то коррозию называют структурно-избирательной (рис. 2.1).

 

Сплошная коррозия характерна для стали, алюминия, цинковых и алюминиевых защитных покрытий в любых средах, в которых коррозионная стойкость данного материала или металла покрытия недостаточна. Этот вид коррозии характеризуется относительно равномерным по всей поверхности постепенным проникновением вглубь металла, то есть уменьшением толщины сечения элемента или толщины защитного слоя металлического покрытия. При коррозии в нейтральных, слабощелочных и слабокислых средах элементы конструкции покрываются видимым слоем продуктов коррозии, после механического удаления которого до чистого металла поверхность конструкций оказывается шероховатой, но без видимых язв, точек коррозии и трещин. При коррозии в кислых (а для цинка и алюминия и в щелочных) средах видимый слой продуктов коррозии может не образовываться Общей коррозии наиболее подвержены, как правило, поверхности в узких щелях, зазорах и на участках скопления пыли и влаги.

При локальной коррозии разрушение сосредоточивается на отдельных участках поверхности, и в зависимости от размера поражений различают коррозию пятнами (d > h), язвенную (d = h) и питтинговую, или точечную (d < h). Язвенная и питтинговая коррозия листового металла при сквозном его разрушении превращается в сквозную коррозию. Из питтинговой коррозии со временем может развиться подповерхностная коррозия, захватывающая слой металла под очень тонким (например, наклепанным) слоем, который впоследствии вздувается и растрескивается, (рис. 2.1, г, д, е, ж).

Язвенная коррозия характерна в основном для углеродистой и низколегированной сталей при эксплуатации конструкций в жидких средах и грунтах, в меньшей степени — для алюминия, алюминиевых и цинковых покрытий. Язвенная коррозия низколегированной стали в атмосферных условиях чаще всего связана с неблагоприятной структурой металла, с повышенным количеством неметаллических включений, в первую очередь сульфидов с высоким содержанием марганца. Язвенная коррозия обычно сопровождается образованием толстых слоев продуктов коррозии, покрывающих всю поверхность металла или значительные ее участки вокруг отдельных крупных язв. Коррозионные язвы являются острыми концентраторами напряжений и могут оказаться инициаторами зарождения усталостных трещин и хрупких разрушений.

Наиболее опасны межкристаллитная и транскристаллитная коррозии (рис. 2.1,з, и). Первая проходит по наименее стойким границам зерен, не затрагивая зерен металла. Вторая — рассекает зерна металла, проходя через них трещиной. Межкристаллитной коррозии подвержены многие сплавы: строительные стали, нержавеющие высокохромистые и хромоникелиевые стали, дюралюминиевые сплавы и др. Межкристаллитная коррозия характеризуется относительно равномерным распределением множественных трещин на больших участках поверхности конструкций. Под оптическим микроскопом на поперечных шлифах, изготавливаемых из отобранных проб, видно, что трещины распространяются только по границам зерен металла.

Коррозионное растрескивание — вид квазихрупкого разрушения стали и высокопрочных алюминиевых сплавов при одновременном воздействии статических напряжений растяжения и агрессивных сред. Разрушение характеризуется образованием единичных и множественных трещин, связанных с концентрацией основных и внутренних напряжений. Трещины могут распространяться между кристаллами или по телу зерен. Коррозионное растрескивание характерно для сталей с повышенным содержанием водорода. Коррозионное растрескивание выявляется фрактографическим анализом проб.

Аналогичные признаки имеет коррозионная усталость — вид квазихрупкого разрушения материалов при одновременном воздействии циклических напряжений и жидких агрессивных сред. Об интенсивности коррозионной усталости судят по числу циклов до зарождения трещин или по скорости роста наиболее длинных трещин.

Основным фактором, влияющим на развитие коррозии, служит атмосферная среда. Показателями, определяющими степень агрессивности среды, являются: относительная влажность, температура, возможность образования конденсата, состав и концентрация газов и пыли, туманы агрессивных жидкостей. В зависимости от условий эксплуатации конструкции могут находиться под воздействием общезаводской атмосферы и внутрицеховой. Особенно неблагоприятным фактором является относительная влажность. Наибольшая скорость коррозии реализуется при периодическом выпадении конденсата, однако она резко возрастает уже при достижении так называемой критической влажности — для стали 70...75 %. При наличии продуктов коррозии на поверхности конструкций критическая влажность снижается до 50...60 %.

Степень коррозионного износа определяют измерением толщины тщательно очищенного от продуктов коррозии прокатного профиля. Измерения осуществляют с помощью скобы с индикатором часового типа с ценой деления 0,01 мм. Замеры должны быть произведены в 10—20 местах по длине элемента для получения достоверного результата надо сделать около 200 замеров однотипных элементов. Для более детального исследования коррозионного поражения можно использовать металлографический метод, который позволяет определить меж- и внутрикристаллический характер поражений, коррозионную активность фаз, глубину и протяженность коррозионных трещин. Основные количественные показатели коррозионного износа: потеря толщины сечения элемента; глубина коррозионных язв; условная скорость коррозии (средняя и максимальная) за срок эксплуатации к моменту обследования: относительные коррозионные потери поперечного сечения за период эксплуатации.

В зависимости от интенсивности коррозионного износа металлоконструкций в соответствии с нормами [42] атмосферная среда по агрессивности делится на четыре группы: неагрессивную, слабоагрессивную, среднеагрессивную и сильноагрессивную, в которых стали разных марок имеют одинаковые скорости коррозии по группам (табл. 2.7).

При оценке степени опасности коррозии следует иметь в виду, что при коррозионных повреждениях возможно охрупчивание стали и снижение несущей способности конструкции не только из-за уменьшения площади поперечного сечения элементов, но и в результате снижения прочности. Охрупчивание сталей происходит по двум причинам: коррозионные повреждения играют роль концентраторов напряжений; взаимодействие агрессивной среды с материалом в вершине трещины обусловливает протекание сложных физико-химических процессов, которые увеличивают опасность таких дефектов. Первая причина снижает ударную вязкость материала из-за возможности облегченного зарождения трещины в зонах с коррозионными поражениями. Острые коррозионные повреждения при понижении температуры затрудняют пластическую релаксацию напряжений. Вторая причина охрупчивания вызывает снижение на

14...28 % характеристики трещиностойкости при статическом нагружении (Кс коэффициент интенсивности напряжений и сигма — критическое раскрытие трещины).

Как известно, переход от механизма вязкого разрушения стали к квазихрупкому определяется, наряду с другими факторами, значением критической температуры Tкр1 которая зависит от конструктивной формы [29] и соответствует 50 % составляющей вязкого излома в сечении. Коррозионный износ понижает температуру Ткр1. Величина этого смещения показана в табл. 2.8

Снижение прочностных характеристик стали из-за коррозионного повреждения существенно тогда, когда глубина повреждений соизмерима с толщиной t элемента. Для тонкостенных элементов конструкций (t = 6...8 мм) рекомендуется при проверочных расчетах снижать расчетное сопротивление сталей в слабоагрессивной и среднеагрессивной средах соответственно на 5 и 10 %.

Более интенсивное падение прочностных характеристик из-за коррозии имеет место при отрицательных температурах. Понижающие коэффициенты могут быть приняты по табл. 2.9.

Своевременная защита от коррозии металлических конструкций в процессе эксплуатации — одно из главных условий долговечности и надежности сооружений. Наиболее распространенным и достаточно эффективным средством для защиты металлоконструкций от коррозии являются лакокрасочные (органические) покрытия — высокомолекулярные пленки естественного и искусственного происхождения. Физико-химическую основу лакокрасочных материалов составляют многокомпонентные системы, содержащие пленкообразующие вещества, растворители, пигменты и добавки различного назначения. Лакокрасочное покрытие должно быть сплошным, беспористым, газо- и водонепроницаемым, химически стойким, эластичным, обладать хорошей адгезией и механической прочностью.

В зависимости от рода пленкообразующего вещества лакокрасочные материалы подразделяются на масляные, битумные, глифталевые, перхлорвиниловые, эпоксидные и др. В большинстве случаев материал наносится на предварительные слои грунтовки и шпатлевки, обычно в несколько покрывных слоев. Выбор типа лакокрасочного материала зависит от степени агрессивности эксплуатационной среды и определяется нормативными документами [42].

При восстановлении защитных покрытий большое значение имеет подготовка поверхности элементов под окраску. Перед нанесением покрытия поверхность очищается механическим или химическим способом от ржавчины, старой краски, жировых и других загрязнений до степени 1 (ГОСТ 9.402-80*). К механическим способам относятся пескоструйная и дробеструйная очистка, обработка поверхности механизированным инструментом. При пескоструйной очистке применяется специальный порошок (металлический песок), расход которого примерно в 10 раз меньше по сравнению с обычным кварцевым песком. Запыленность воздуха ниже допустимой по требованиям санитарных норм. Такие же преимущества имеет и дробеструйная очистка. Применяется гидропескоструйный способ очистки, осуществляемый эжектором, подающим струю воды с песком. Для предотвращения коррозии металлической поверхности в воду добавляют -1,6 % замедлителя коррозии (ингибитора). Возможна очистка пневматическими или электрическими инструментами.

Восстановительные работы в действующих производственных цехах значительно упрощаются при применении химических методов подготовки поверхности стальных конструкций. Химические методы достаточно экономичны. Несомненным преимуществом их является образование на поверхности элемента конструкции слоя с определенными физико-механическими и защитными свойствами. Это обусловило широкое использование модификаторов ржавчины в качестве средства подготовки поверхности под окраску при восстановлении защитных покрытий. Созданы модификаторы, которые не только очищают поверхность от ржавчины, но выполняют и роль грунтовки или самого покрытия.

MSTL — создание сайтов в Казани

© КОЛОРИТ ИНДАСТРИАЛ